Двухстоечный подъемник: какие параметры важны при выборе
Двухстоечный подъемник – оборудование, предназначенное специально для эксплуатации в сервисных центрах и боксах дилерских центров. Устройство поднимает автомобиль в закрытом помещении, где нет смотровой ямы для обслуживания деталей под днищем. В представленной статье описаны основные особенности двухстоечного подъемника: какие параметры важны при выборе, характеристики, принцип работы и так далее.
Конструкция и принцип работы
Некоторые модели предусматривают оперативную замену накладок или проставок на концевиках подъемных лап. Брендовое оборудование поставляется с несколькими вариантами формы и длины лап. Также накладки можно приобрести отдельно. Например, если на старых автомобилях за порогами приварены поддомкратники.
Базовая конструкция состоит из следующих элементов:
-
две металлические несущие колонны;
-
регулируемые лапы (подхваты) с прорезиненными накладками, проставками;
-
гидравлический насос;
-
электрический двигатель;
-
верхняя или нижняя перемычка;
-
синхронизирующий трос.
В процессе работы электрический двигатель приводит в действие вал гидронасоса. Внутри закрытого контура генерируется повышенное давление. Когда открывается соответствующий клапан, через шланги масло проникает в гидроцилиндр, который поднимает лапы, удерживающие транспортное средство в подвешенном состоянии. Подняв машину на комфортную высоту, происходит отключение гидромотора. Как только гидромотор перестает работать, лапы закрепляются набором защитных механических устройств.
Существуют две разновидности приводных систем – электрогидравлическая и электромеханическая. Отличительная особенность первого варианта заключается в экономии электрической энергии, отсутствии постороннего шума в процессе эксплуатации, оперативности выполнения цикла подъема и опускания. Основными рабочими элементами выступают двигатель с гидронасосом и два гидроцилиндра. Поступление гидравлической жидкости происходит посредством специальных шлангов.
Электромеханический привод оснащен одним или двумя двигателями, установленными на стойках. Расположение бывает верхним или нижним (у основания). При наличии одного электрического силового агрегата передача усилия от колонны, удерживающей электромотор, передаются ременной или цепной передачей на другую колонну. Какой двухстоечный подъемник выбрать в конкретном случае – вопрос бюджета и потребностей заказчика. Но при эксплуатации электромеханического приводного оборудования необходимо регулярно проверять состояние связки «винт-гайка».
Категорически запрещается эксплуатировать подъемник, где несущая гайка лишена смазки, либо объема смазывающего вещества недостаточно для безопасной эксплуатации. Сильный износ гайки или винта повышает вероятность падения транспортного средства с лап. Не исключено, что оборудование не сможет поднять машину на любую высоту.
Технические характеристики
Технические параметры каждого подъемника указаны в инструкции по эксплуатации. Ниже представлены базовые параметры среднестатистического подъемного устройства.
-
Грузоподъемность: от 3000 до 5000 кг.
-
Максимальная высота подъема: 190-211 сантиметров (электрогидравлические модели), 199-206 сантиметров (подъемники с приводом электромеханического типа).
-
Продолжительность полного цикла подъема-опускания (от нулевой точки до полной паспортной высоты и обратно): 31-54 секунды (электрогидравлические модели), 40-50 секунд (подъемники с приводом электромеханического типа).
-
Предельная высота подхвата: 8-13,3 см; 8,5-19 см для электрогидравлического и электромеханического устройства соответственно.
Асимметричные и симметричные подъемники
Производители выпускают подъемное оборудование в одном из двух вариантов конструкции: симметричная и асимметричная.
Специфика симметричной компоновки заключается в повышении устойчивости машины при удержании на подъемных лапах. Рассматриваемое устройство подходит для обслуживания крупногабаритного автомобиля с большой массой.
Асимметричная конструкция ориентирована на транспортные средства, имеющие широкую базу. Расположение стоек – развернутое ближе к задней части. Длина передних лап меньше, чем задних. Максимальная грузоподъемность составляет до трех тонн.
Рамная и безрамная конструкция
Конструкция бывает рамной и безрамной.
Монтаж рамных моделей осуществляется напрямую в пол. Соединительным элементом выступает напольная рама. Основная сфера применения – помещения, имеющие низкую высоту потолка.
Крепление безрамной модели выполняется напрямую в пол. К основанию предъявляются повышенные требования по уровню надежности и запасу прочности. При обустройстве основания необходимо использовать марки цемента с повышенным числом прочности (зачастую – М500). Безрамные модели имеют уменьшенную высоту лап в самой нижней точке. Это позволяет поднимать машину с небольшим клиренсом.
Способ блокировки
Чтобы предотвратить возникновение перекоса при работе подъемника используется набор специальных тросов, синхронизирующих подъем. Параметры тросов подобраны производителем так, чтобы они выдерживали номинальную нагрузку (максимальный вес, на который рассчитано устройство) и критическое напряжение (от 30 до 70% выше предельно допустимого веса). Это нужно для обеспечения безопасности персонала.
Есть два варианта блокировки. На некоторых моделях присутствует комплект электромагнитных стопоров, позволяющих снять подъемник, нажав на одну кнопку. Механические аналоги, в свою очередь, также бывают двух видов. Первый предусматривает нажатие и удержание рычага, одновременно снимающего со стопора правую и левую каретки. Второй вариант – отдельное выдергивание стопор с кареток. При этом необходимо помнить, что подъемники электромеханического типа полностью лишены стопоров.
Как установить
Перед выполнением монтажных работ проводятся замеры помещения, чтобы убедиться в совместимости размеров двухстоечного подъемника для СТО. Определяя площадь, мастера учитывают среднестатистические размеры автомобилей, которые будут попадать на ремонт, и остаточный запас свободного пространства для комфортного получения доступа к узлам и агрегатам под днищем.
Нормативные требования предусматривает выдерживание расстояние между подъемником и стеновыми панелями на уровне одного метра. Для обслуживания легкового транспорта надо выделить 7 метров пространства в помещении, для грузового и пассажирского транспорта – 8-12 метров.
Перед установкой колонн поверхность пола очищают от пыли и строительного мусора, используя пневматический пистолет. После нанесения разметки в бетонном основании делают метки и сверлят в них отверстия глубиной 12 сантиметров. Далее через стальное основание устанавливают анкерные болты и забивают молотком. Затяжка гаек выполняется с применением динамометрического ключа. Сила затяжки указана в инструкции по эксплуатации.
Затем проводится вертикальная установка опор, проверка симметричности размещения стоек. Соединяя детали, надо проследить за прочностью закручивания креплений. После выполнения этой процедуры устройство подключают к электропитанию, проводят тестовый подъем без нагрузки, а затем под нагрузкой, подвесив автомобиль на лапах и подняв три раза – на минимальную, среднюю и самую большую высоту. Параллельно проверяется уровень давления в системе подачи гидравлической жидкости.
После монтажа надо помнить, что посторонние звуки – хруст, скрип, треск, недопустимы. После проверки можно начинать пользоваться подъемником на постоянной основе.